ЭТНИЧЕСКИЕ СМИ В МОСКВЕ

О.И. Романова, Институт языкознания РАН

Национально-культурные автономии в Москве

Значительный приток в Москву в течение последних 25 лет трудовых мигрантов из государств — бывших советских республик, которые в той или иной степени владеют русским языком, но общаются между собой и в своих семьях на родном языке, вызвал необходимость 1) во внутренней организации этнических сообществ, 2) в помощи мигрантам в адаптации к условиям жизни и работы в Москве и 3) в сохранении культурной среды страны исхода. Одним из средств такой организации является пресса и другие средства массовой коммуникации (СМИ).
СМИ, связанные с этническими сообществами, массово начали создаваться в Москве, как и повсюду в стране, в конце 1980-х гг. в связи с возникновением независимых общественных организаций. При отсутствии законодательной базы, регулирующей деятельность независимых общественных организаций, они существовали как неформальные объединения и им не требовалась государственная регистрация. Закон СССР «Об общественных объединениях» был принят в конце 1990 г. (№1701-I от 9 октября 1990 г.), вступил в силу 1 января 1991 г. и его действие на территории РСФСР подтверждено Постановлением ВС от 18 декабря 1991 г. № 2057-I. В гл.1, ст.1 закона в числе общественных организаций названы землячества. Согласно закону, «общественные объединения создаются по инициативе не менее десяти граждан. Инициаторы создания общественного объединения созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав (положение, иной основополагающий акт) и образуются руководящие органы» (гл.2, ст.8).
Декларированные законом возможности для создания общественных, в том числе этнических, организаций, были весьма широки и подобные организации возникали в то время в массовых количествах. Многие из них обзаводились своими печатными изданиями, тем более что в соответствии со ст.12 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 15.07.2016) периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров освобождались от регистрации, что значительно упрощало их учреждение и снижало расходы на деятельность издания.
Многие печатные издания, появившиеся в те годы, просуществовали недолго. Сохранившиеся до настоящего времени в Москве печатные издания с этнической тематикой поименованы ниже в списке СМИ.
Следующим этапом формирования этнических организаций и связанных с ними средств массовой информации было принятие в июне 1996 г. Федерального закона «О национально-культурной автономии». Согласно закону, национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Тогда же, в июне 1996 г., была принята Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, в которой заметное внимание уделялось национально-культурной автономии. Национально-культурные автономии (НКА) организационно устроены более строгим образом, чем национально-культурные организации (землячества); они имеют трехступенчатую структуру: местные НКА, региональные НКА (на уровне субъекта РФ) и федеральные НКА. Кроме того, их создание и регистрация требуют значительных усилий: предварительной регистрации этнической общественной организации-учредителя, информирования населения о намерении создать НКО, проведении учредительной конференции.
С момента принятия закона по май 2016 было создано 24 федеральных, 360 региональных, 1334 местных автономий с участием граждан 83 национальностей Российской Федерации из 193 ныне существующих по переписи населения за 2010 г. Правда, за счет исключения из Госреестра 527 организаций ныне продолжают функционировать 19 ФНКА, 276 РНКА и 1191 МНКА (данные из статьи: Ю. Ерофеев. Национально-культурная автономия или этнокультурное объединение?). Остальные 110 зарегистрированных согласно последней переписи этнических групп не имеют такой формы представительства, как НКА.
Согласно недавней статистике Минюста, в Москве зарегистрировано 70 национально-культурных автономий (по данным на 08.06.2017).
В 1998 г. Правительством Москвы было принято решение об открытии Государственного учреждения «Московский дом национальностей». Он был создан при Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы как центр этнокультурного развития москвичей различных национальностей, создающий условия для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития всех народов.
При Московском доме национальностей существует Пресс-клуб этнических СМИ.
15 членов клуба представляют печатные и электронные СМИ. Сайт пресс-клуба содержит список этнических СМИ, в котором перечислены 5 журналов, 19 газет и 4 интернет-ресурса, среди которых есть информагенство и информационный портал. В качестве учредителей числящихся в клубе изданий и интернет-ресурсов выступают как частные лица, так и общественные организации, а также крупные холдинги. Даже на первый взгляд список изданий кажется далеко не исчерпывающим, а выборочная проверка показала, что ряд изданий к настоящему времени прекратил существование, то есть список был когда-то составлен и впоследствии, по всей видимости, не обновлялся.
27 декабря в Москве состоялось учредительное собрание новой общественной организации – Ассоциации национально-культурных средств массовой коммуникации (АНК СМК). Инициировал создание организации Джамиль Садыхбеков (главный редактор РиА Вести, председатель Всероссийского конгресса этножурналистов), он же был избран председателем Ассоциации. По словам Дж.Садыхбекова, готовность рассмотреть предложения о членстве в Ассоциации подтвердили руководители более 40 информационных ресурсов.
Ниже приводится список этнически ориентированных СМИ, зарегистрированных в Москве. Список состоит из трех разделов: печатные СМИ, интернет-ресурсы и социальные сети. Это открытый список, особенно в той его части, которая касается этнических групп в соцсетях, которые возникают (и исчезают) постоянно; в наш список выборочно включены группы с наибольшим числом подписчиков, активно обновлявшиеся в течение периода наблюдения (январь-ноябрь 2017 г.).

Источники данных

I. ПЕЧАТНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ СМИ

По данным Госреестра, в Москве зарегистрирована 21 этническая газета. Реально издающихся в бумажном виде газет существенно меньше и их количество постоянно уменьшается; при этом лишь часть изданий переходит в электронный формат, некоторые прекращают существование.

1. Газеты

Ежемесячное издание, посвященное межнациональным вопросам. «СтоЛИЧНОСТЬ» выходит как вкладка газеты «Аргументы и факты», что автоматически решает проблему ее проникновения в массовую аудиторию. Учредитель — Московский дом национальностей.

    • Шофар

Еженедельная газета МЕОЦ (Марьина Роща). Издается с марта 2005 г. на четырех полосах.

Ежемесячная русскоязычная газета. Издается с 1997 г., тираж 3 тыс. экз.

    • Татарский мир

Федеральная просветительская еженедельная газета. Учредитель: Некоммерческое партнёрство содействия развитию институтов гражданского общества «Ватаным». Издается с 2002 г. 12 полос. Тираж 15 тыс. экз.

Издается с 1998 г. Выходит раз в две недели. 16 полос на немецком языке, 8 полос на русском. Тираж 25 тыс. экз. Распространяется в центральных гостиницах Москвы, в крупных бизнес-центрах, кафе и ресторанах, вузах, в С.-Петербурге, Азербайджане, Армении, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Украине.

2. Журналы

Российский ежемесячный иллюстрированный литературно-публицистический журнал. Основан в 1991 г., издается ФЕОР. Тираж 30 тыс. экз. (в 2000-е гг. — 50 тыс. экз).
Распространяется через общины, за границей — по подписке.

Издается с декабря 2007 г. Выходит шесть раз в год. Тираж 40 тыс. экз. (данные 2008 г.). Главный редактор и издатель Лейла Гейдарова. Глянцевый журнал, имеет высокий рейтинг в категории «Издательства в Москве» в справочнике yell.ru (568 место из 2 538 компаний).

II. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Порталы

Медиа-проект Гильдии межэтнической журналистики (зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52290 от 25.12.2012).

Интернет-портал, основная задача которого — квалифицированно и оперативно информировать читателей о культуре, традициях, сегодняшнем дне представителей разных национальностей, живущих в России. Зарегистрирован в апреле 2014 г. На сегодняшний день представлен азербайджанским, дагестанским, киргизским, крымско-татарским, русским, таджикским и черкесским (раньше были также чеченский и бурятский) разделами.

Официальный сайт кыргызстанцев, проживающих на территории России. Зарегистрирован в декабре 2014 г. Двуязычный портал с информацией по всем аспектам жизни, от авиакасс до медицинских, юридических услуг, вопросов грузоперевозок, магазинов до объявлений о розыске пропавших людей.

    • Портал российских немцев RusDeutsch

Создан в 2003 г. Представляет Международный союз немецкой культуры (МСНК), Федеральную национально-культурную автономию российских немцев (ФНКА РН) и Немецкое молодежное объединение (НМО). Подробно освещает деятельность профильных структур – Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, Института этнокультурного образования — BiZ, Творческого объединения российских немцев (ТОРН), Советов по языковой и социальной работе, Бизнес-клуба российских немцев.

2. Электронные газеты и журналы

Англоязычная газета, существует с 1992 г. В настоящее время выходит как электронное издание.

Франкоязычная газета, издавалась с декабря 2002 г. два раза в месяц. С ноября 2017 г. выходит как электронное издание с платной регистрацией.

Италоязычное периодическое издание. Существует с июня 2013 г. В настоящее время издается в электронном виде с периодичностью раз в квартал.

Еженедельный сетевой журнал о современной казахстанской культуре
Авторский проект Аэлиты Жумаевой и Дмитрия Пака при поддержке Марата Гельмана

3. Сайты общественных организаций и объединений

III. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ